Общественная организация «Ассоциация социальных сподвижников Президента России» (далее АССПР) организовала и провела 27 апреля с.г. Круглый стол «Развитие транспортной сети требует общественной экспертизы и общественного контроля». Круглый стол проведен в помещении медиа-центра одного из крупнейших книжных магазинов Москвы «Торговый дом «Библио-Глобус».
Цель проведения Круглого стола — разработать для органов государственной власти, ассоциированных структур бизнеса и широкого экспертного сообщества нашей страны предложений по дальнейшему взаимодействию в интересах всестороннего развития транспортной отрасли, определяющего возможность социально-экономического реформирования страны в целом.
Решаемые на Круглом столе задачи:
-определение наиболее значимых и актуальных проблем развития транспорта («узких мест»), требующих общественно-государственного партнерства;
-нахождение целесообразных методов межсекторального взаимодействия в интересах решения актуальных проблем развития транспортной отрасли;
-принятие конкретных рекомендаций для органов государственной власти, бизнес-сообщества и широкой общественности по практической организации их упомянутого взаимодействия;
-начало формирования АССПР и её партнерскими организациями общественного экспертного коллектива для последующей работы.
Круглый стол стал первым публичным мероприятием, проведенным в рамках деятельности недавно созданного в составе АССПР Информационно-коммуникационного и аналитического центра.
Модераторами Круглого стола были председатель Оргкомитета по подготовке Круглого стола Севостьянов В.Л., председатель Рабочей группы АССПР по экспертным и редакционным оценкам, к.т.н, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Международной академии информатизации и Рыбковская О.Н., руководитель Информационно-коммуникационного и аналитического центра АССПР, к.э.н., доцент РАНХиГС при Президенте РФ.
В заседании Круглого стола участвовали Дегтярев В.А., сопредседатель АССПР, руководитель Секретариата АССПР; Гусаров Е.А., член Президиума АССПР, председатель Рабочей группы АССПР «Экономика и финансы»; Мариносян Х.Э., председатель Постоянной комиссии АССПР по вопросам социальной идеологии и пропаганды, президент Академии гуманитарных исследований, шеф-редактор журнала «Философские науки»; Сигалов М.Р., к.г.н, доцент, член РГО и ЦДУ РАН; Новиков С.В., зам. ген. директора РИЦ «Техносфера», к.т.н., академик Международной академии транспорта; Харченко С.Г., профессор РАНХиГС при Президенте РФ и РЭА им. Плеханова, д.ф-м.н., академик РАЕН; Сосунова И.А., вице-президент Российского общества социологов, д.с.н., профессор.
По результатам проведенной дискуссии участники Круглого стола приняли «за основу» подготовленную организаторами Резолюцию (приведена ниже), в соответствии с которой предложения АССПР планируется направить в органы государственной власти, ассоциированные структуры бизнеса и СМИ.
Резолюция Круглого стола
По результатам проведенного обмена мнениями участники Круглого стола ОТМЕЧАЮТ:
Для нашей страны с её гигантской территорией, разнообразными географическими и климатическими условиями особое социально-экономическое значение имеет развитие транспортных коммуникаций. Транспортные магистрали обеспечивают дальнейшее пространственное развитие России, экономическую связь регионов и геополитическое единство страны. Развитие местных транспортных маршрутов способствует социально-экономическому прогрессу «на местах» и должно находиться в центре внимания органов местного самоуправления.
Развитие транспортного каркаса страны создаст новые возможности формирования в местах пересечения транспортных потоков — хабов — как это всегда бывало в истории, новых крупных экономических центров с большим населением, а это прямой путь к реализации недавнего предложения С.К. Шойгу создать в Сибири и на Дальнем Востоке новые города-миллионники.
Особое значение приобретают международные транспортные коридоры, проходящие через российскую территорию — они могут стать основой инфраструктуры для новой модели сотрудничества стран Евразии (что особенно актуально с учетом нынешнего председательства России в БРИКС).
Пора «наполнить» сотрудничество стран БРИКС конкретными экономическими проектами, среди которых видную роль могут сыграть трансевразийские транспортные коридоры, проходящие через территорию России или её территориальные воды. Среди них надо назвать Северный морской путь, Центральные широтные коридоры (с использованием железных дорог Урала и Средней Азии), коридор «Север-Юг» (чрезвычайно перспективный в связи с присоединением Ирана к БРИКС). Сюда же следует добавить дальнейшее развитие и реконструкцию Транссиба и БАМа. В нынешней геополитической обстановке важным обстоятельством является прохождение всех этих транспортных коридоров по трассам, неподконтрольным США и их союзникам.
Конечно, следует обновлять весь парк транспортных средств, поднимая выпуск качественной российской продукции — длительное время страна не строила новые гражданские суда, практически потеряла производство гражданских самолетов, да и на других видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном) отечественных технических новинок не наблюдалось. Назревший переход на самообеспечение транспортом означает не просто пресловутое импортозамещение — в условиях беспрецедентного санкционного давления Запада это становится требованием национальной безопасности.
Потребуется существенно модернизировать и инфраструктурные транспортные объекты, логистику — порты и аэродромы, вокзалы и базы хранения товарной продукции. Неизбежная в этом случае масштабная загрузка заказами отечественной промышленности даст значительный мультипликативный эффект — поднимутся такие отрасли производства как все виды транспортного машиностроения, станкостроение, приборостроение.
Принципиально поддерживая политику Президента России Путина В.В. и Правительства России в деле реформирования транспортной отрасли, участники Круглого стола обращают внимание на ряд объективных проблем и субъективных недостатков в работе как представителей органов государственной власти, так и хозяйствующих структур в реализации указанной политики.
Так, ряд программных документов в сфере транспорта не отличается системностью и комплексностью. Это необходимо будет исправить в обновленной Стратегии пространственного развития страны (срок действия нынешней истекает в будущем году). Например, недостаточно учитывается необходимость дублирования и взаимного резервирования с использованием различных видов транспорта и транспортных маршрутов, прежде всего в регионах с дефицитом транспортных сетей — в Сибири, на Крайнем Севере и в Арктической зоне, на Дальнем Востоке. Например, Северный морской путь необходимо дополнить давно разработанным в проекте, но не осуществленным «в натуре» железнодорожным «Северным широтным ходом». До самого последнего времени не уделялось достаточного внимания развитию высокоскоростного наземного транспорта.
При этом наметилось отставание отечественной науки от передовых зарубежных научных школ в научном обеспечении перехода к магнитной левитации, без чего невозможно развитие высокоскоростного бесколесного транспорта.
В России слабо используются возможности транспортирования грузов по внутренним водным путям. Между тем комплексный подход к интенсивному использованию внутренних вод, предусматривающий развитие строительства плотин и гидроэлектростанций, позволит не только снизить транспортные издержки, но и решить проблемы обеспечения экономики дешевой электроэнергией, а ведь транспорт (на котором все шире применяется электрическая тяга) сам является одним из крупнейших потребителей электроэнергии.
С учетом уроков СВО требуется значительно больше внимания уделять развитию всех видов беспилотных транспортных средств и внедрению технологий искусственного интеллекта в системах управления транспортом. Актуальной является задача профессиональной подготовки и кадрового обеспечения транспортной отрасли. ощущается недостаток современных учебников и учебно-методической литературы.
Особое внимание экспертное сообщество обращает на экономические аспекты развития транспорта. В России недопустимо высока доля транспортной составляющей в себестоимости отечественной продукции. Это резко снижает её конкурентоспособность на мировых рынках (практически для всех отраслей реального сектора экономики). Важно отметить также недостаточный уровень применения современных методов управления — проектного подхода, управления рисками (включая риски принятия ошибочных управленческих решений).
Для исправления сложившейся ситуации потребуется осуществить целый комплекс мер организационного, технического и политико-экономического характера. Требуется принять решения на уровне стратегического планирования, включая формирование массива новых нормативных правовых актов.
Следует полнее учитывать не только хозяйственный эффект развития транспорта, но и гуманитарные аспекты этого фактора — социальное и культурное значение улучшения условий сообщения и повышения социальной мобильности людей. Транспортные сети позволяют также комплексно развивать прилегающие территории, повышать уровень жизни местного населения.
Важно также учесть влияние развития транспортной сферы на сами общественные отношения внутри страны. Разрабатываемые в нашей стране крупные проекты развития транспорта на всех стадиях (от проектных оценок до полномасштабной реализации) создают богатые возможности для развития как частно-государственного партнерства (ведь заинтересованность патриотически ориентированных бизнес-структур не вызывает сомнения), так и общественно- государственного партнерства (прежде всего на поприще общественной экспертизы).
Только эффективный общественный контроль хозяйственной деятельности способен обеспечить государству действенную «обратную связь» с общественностью, а это будет способствовать становлению в нашей стране современного гражданского общества. Зрелость этого общества определяется практическим участием его институтов в формировании государственной политики на социально значимых направлениях и в последующем мониторинге правоприменительной практики. Именно поэтому все участники Круглого стола выступили за развитие процессов общественной экспертизы и общественного контроля на транспорте, поддержали активное участие АССПР и партнерских организаций в этих процессах.
С учетом большой социально-экономической и политической значимости обсуждаемый проблемы, а также в интересах развития гражданского общества путем активизации общественной экспертизы государственных проектов и программ, участники Круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:
обратиться в Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России с предложениями:
-сформировать при АССПР группу экспертов по общественной экспертизе и контролю в сфере развития транспорта; важнейшей задачей указанной группы считать организацию постоянного общественного мониторинга выполнения намеченной Президентом России Путиным В.В. программы реформирования отечественного транспорта; организовать регулярный отчет указанной группы экспертов о своей работе на заседаниях Президиума АССПР;
—подготовить и провести представительный форум по рассматриваемой тематике; вынести на него для обсуждения комплекс проблем развития транспортной отрасли и направить приглашения выступить с докладами видным специалистам из зарубежных стран, заинтересованных в сотрудничестве с Россией в рассматриваемой сфере. В интересах успешного проведения указанного масштабного мероприятия обратиться за соответствующей грантовой поддержкой в Фонд президентских программ для НКО, в Правительство РФ, а также в Российский фонд мира.
Важнейшим результатом проведения такого Форума станет не только фиксация результатов общественной экспертизы крупных государственных проектов в сфере развития транспорта и общественного мониторинга хода их реализации на начальном этапе, но и актуализация рекомендаций органам государственной власти, структурам бизнеса и научно-технического сообщества по становлению эффективного межсекторального взаимодействия в интересах решения крупнейших задач социально-экономического развития нашей страны и конструктивного международного сотрудничества на евразийском пространстве;
обратиться к руководству Государственной Думы Федерального Собрания РФ с предложением организовать парламентские слушания по проблемам развития транспортной сети Российской Федерации и нормативного правового обеспечения прогресса на транспорте, а также по вопросам общественной поддержки масштабных хозяйственных проектов в этой сфере и общественного контроля их реализации. Ассоциация готова участвовать в подготовке и проведении этого важного мероприятия;
обратиться в Администрацию Президента Российской Федерации с просьбой подготовить предложения о созданиипри Президенте РФ общественный экспертно-консультативный орган (совет) по вопросам стратегического планирования и общественно-государственного партнёрства в развитии критически важных отраслей народного хозяйства.
Одним из важнейших направлений работы такого общественного органа (или одной из его «отраслевых» секций) может стать рассмотрение проблем развития федеральной транспортной системы и международных евразийских транспортных коридоров. Ассоциация социальных сподвижников Президента России готова представить свои предложения по составу такого общественного органа и регламенту его работы.