РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников

Президента России на тему: «О вопросах реализации Стратегии  пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года  (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации

от 13 февраля 2019 года, №207-р)»

4 апреля 2024 г.

Обсудив вопрос «О реализации Стратегии  пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года  (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года, №207-р»  (далее – Стратегия) участники заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее:

В послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин теме пространственного развития страны уделил большое внимание, в частности, вопросам территориальной связности и снижения инфраструктурных ограничений в регионах, в том числе в сфере транспорта, энергетики, благоустройства и повышения качества жизни в малых городах, в исторических поселениях, в сельской местности, а также мерам поддержки российских субъектов, в первую очередь тех, что расположены на границе страны. Это Калининградская область, Дальний Восток, Арктическая зона, Северный Кавказ и наши новые регионы. Действующая сейчас стратегия была принята в 2019 году и разрабатывалась в других условиях.

Сформировавшаяся ныне стратегия концентрации ресурсов в мегаполисах, навязанная России извне, тормозит стабильное развитие страны на всём пространстве её громадной территории.

Мегаполисы крайне уязвимы для эпидемий и разного рода техногенных катастроф.

Мегаполисы отчуждают людей друг от друга, что снижает доверие и солидарность в обществе (все массовые протесты последних десятилетий — «цветные» революции происходили, прежде всего, в столичных городах и мегаполисах).

Вынужденно скапливаясь в узких ограниченных точечных зонах, жители мегаполисов теряют творческую созидательную энергию, существуя в сверхплотности: сегодня, обладая 1/7 частью мировой суши, мы живём в 7-10 раз скученнее, теснее и этажнее, чем те же англичане и немцы.

Сейчас на Москву и Санкт-Петербург приходится треть ВВП России.               В этих двух мегарегионах живёт больше людей, чем за Уралом.

Один только Московский регион, занимающий не более процента от территории Российской Федерации, вобрал в себя практически пятую часть всего российского населения.

 Россия теряет своё основное геополитическое и геостратегическое преимущество — колоссальные пространства.

Пространственно-территориальное переосваивание страны,  сбалансированное распределение точек роста экономики и населения,  территориально-экономической связанности — это ключевой элемент национальной безопасности России, сбережении народа.

Необходимо перейти от укрупнения и концентрации к разумному рассредоточению, к формированию единого стандарта управления и качества жизни по всей территории России.

Необходимо активно развивать города и территории развития Сибири и Дальнего Востока, где имеются многие виды ресурсов, промышленный и научный потенциал, но наблюдается дефицит кадров и управленческих компетенций, а также главная проблема и угроза — депопуляция.

Сибирь является ключевым связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком, Центральной Азией и Европейской частью России.

 В Сибири можно модернизировать существующие, но в первую очередь нужно строить новые города в комфортных природно-климатических зонах, города современного типа, логика размещения и развития которых будет привязана к природным ресурсам.

Это должны быть города самой передовой архитектуры, с развитой инфраструктурой и наукой, образованием и здравоохранением, города комфортные, привлекательные и интересные для жизни — молодёжи, прежде всего.

Это должны быть новые научно-промышленные и экономические центры, которые станут полюсами притяжения, как для населения со всей России, так и для наших соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья.

Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского и Дальневосточного регионов и, в конечном счёте — устойчивому развитию всей российской экономики.

Речь идёт не просто о строительстве новых населённых пунктов, а именно о развитии Сибирского макрорегиона и страны в целом.

Необходимо формирование единого стандарта управления населёнными пунктами (поселениями) и качества жизни по всей территории России. Рабочие места, школы, поликлиники, ФАПы, аптеки, магазины, дома культуры, спортивные сооружения, места досуга и другое — всё это должно быть сохранено и обеспечено повсюду, а где надо, воссоздано на местах.

Наличие комфортных условий проживания и развитость инфраструктуры играет определяющую роль в развитии сельских поселений.

Согласно данным статистики за последние 10 лет в России сокращается как число сельских жителей, так и количество поселений. На эти процессы влияет множество факторов: снижение рождаемости, высокая смертность и более низкая продолжительность жизни по сравнению с городскими поселениями, но больше всего — дисбаланс между уровнем жизни на городских и сельских территориях, который является одной из основных причин миграции сельского населения в более благоприятные для жизни населенные пункты, главным образом городские.

Устранение существующих диспропорций между городскими и сельскими территориями является стратегической задачей, обусловливающей необходимость выработки новых подходов к реализации государственной политики в области развития сельских территорий. Особенно значимым решение указанной задачи видится в современных условиях, когда открываются большие возможности для развития и укрепления технологического суверенитета и производственного лидерства нашей страны.

Долгосрочная программа развития сельских территорий должна строиться на основе системного социально-экономического анализа, направленного на выявление конкретных точек притяжения на сельских территориях, определения ключевых факторов и направлений их развития, а также прогнозной оценки эффективности и перспектив от реализации таких программ.

Перспективными драйверами развития сельских территорий могут стать

экотуризм и развитие малых форм хозяйствования, родовых поместий.

Государство оказывает системную поддержку реализации социально значимых проектов, направленных на развитие сельских территорий. В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» граждане, проживающие на сельских территориях, могут получить грант на поддержку местных инициатив. Возможность получения грантов предоставляют также Президентский фонд культурных инициатив, Фонд президентских грантов, Федеральное агентство по делам молодежи.

Осознавая важность и значимость обозначенных вопросов, многочисленные отраслевые общественные объединения и ассоциации, такие как АККОР, «Союзмолоко», «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации», «Национальный союз агростраховщиков», «Картофельный союз» и ряд других наряду с государством оказывают поддержку в реализации социально значимых проектов, направленных на развитие сельских территорий.

          Ключевым направлением деятельности на сельских территориях, обеспечивающим их социально-экономическое развитие, является ведение сельского хозяйства. В условиях складывающейся геополитической обстановки важен и стратегический характер устойчивого развития сельских поселений, сельского хозяйства и производства как гаранта насыщения рынка продовольственными товарами отечественных производителей, следствием которого станет обеспечение продовольственной безопасности страны.

Формирование нового привлекательного образа сельских территорий невозможно без развития системы привлечения и трудоустройства высококвалифицированных кадров и молодых специалистов.

В 2023 году стартовала программа по подготовке молодых специалистов для реализации социально значимых проектов на сельских территориях «Кадры для села». Программа разработана РССМ совместно с Росмолодежью, Минсельхозом России, Минобрнауки России и Минтрудом России по поручению Президента Российской Федерации и направлена на создание на селе пространства для полноценной жизни, развития и успеха молодежи.

Привлечение молодых людей к переезду и закреплению их на сельских территориях сегодня требует консолидированных усилий органов власти всех уровней, бизнеса, некоммерческого сектора и институтов гражданского общества, включающих выработку и реализацию, как коммуникационных мероприятий, так и мероприятий, направленных на позитивные изменения качества жизни в сельской местности.

Несмотря на то, что сельские территории обладают огромным природным и ресурсным потенциалом, серьезной проблемой в области их развития по-прежнему остается уровень и качество жизни сельского населения в целом.

Уже сейчас сельское население активно использует имеющиеся инструменты гражданской активности и с их помощью меняет село к лучшему. Но тренд на миграцию в города сохраняется, и для того, чтобы его переломить, необходимо не только продолжать реализацию профильных государственных программ и расширять возможные формы поддержки, но и стимулировать гражданскую активность, предоставляя жителям новые возможности участия в развитии сельских территорий, что станет залогом их дальнейшего устойчивого развития.

Эффективная реализация Стратегии пространственного развития России может осуществляться также с применением некоммерческих механизмов потребительской кооперации в рамках законодательства РФ, которая основывается на самоорганизации, самофинансировании и саморегулировании. Это позволит снизить нагрузку на бюджет при финансировании программ социально-экономического развития регионов России, повысить социальную и гражданскую активность граждан проживающих в конкретной местности.

Потребительская кооперация помогает развиваться инициативам «снизу» — что нужно в регионе сделать, чтобы повысить социальную и экономическую устойчивость, а также качество жизни и коэффициент «удовлетворенности жизнью», перейти на внебюджетное самофинансирование социальных программ, создать благоприятные условия для решения вопросов демографии.

Для внедрения механизмов потребительской кооперации требуется организовать центры компетенции в каждом регионе, которые будут индивидуально разрабатывать программы развития исходя из местных условий, обучать инновационным методам хозяйствования, оказывать информационно-консультационную поддержку при реализации программ развития в регионе.

В целях обеспечения равных социально-экономических гарантий для населения Президент России В.В.Путин поставил задачу интегрировать новые регионы в единое экономическое, правовое, образовательное и культурное пространство нашей страны, отметив необходимость в ближайшие 8 лет вывести их на общероссийский уровень. Главой государства были подписаны соответствующие федеральные законы в сфере образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, спорта, интеграции новых регионов в судебную систему Российской Федерации.

Социально-экономическими и политическими скрепами страны является связь регионов по инфраструктурным «артериям» экономики, системообразующими факторами которых являются транспортные сети, системы энергоснабжения и связи. Эти магистрали определяют не только возможности межрегионального хозяйственно-экономического сотрудничества, но и возможности социально-культурных связей между людьми (т.е. важнейшие гуманитарные аспекты формирования и сохранения единства нации).

          Особое значение имеет состояние отечественного транспорта.

          При этом встает задача взаимодополняющего и экономически обоснованного, гармоничного развития разных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного, трубопроводного. Также развивать следует, как магистрали, так и трассы «местного значения».

Уже сейчас понятно, что и тут нам недостает системности и комплексности в планировании. Так, даже при рассмотрении планов формирования важнейших транспортных коридоров: «Север-Юг», Севморпуть  и др. недостаточно внимания уделяется необходимости дублирования основных  магистралей сопутствующими (автомобильными, ж.д. и т.д.), развитию инфраструктуры и логистики. А ведь именно в местах пересечения различных транспортных путей и формирования соответствующих «хабов»  и зарождаются будущие центры социально-экономического развития. На этом пути стоит искать «ключи» для реализации предложений С.К. Шойгу о создании в Сибири и на Дальнем Востоке новых городов-миллионников.

Для формирования эффективного транспортно-технологического обеспечения доставки грузов первой необходимости в регионы Арктики и северные регионы России автомобильным транспортом необходимо обеспечить его взаимодействие с другими видами транспорта.

Учитывая суровые условия эксплуатации и особое значение случайных факторов в функционировании транспорта, надежность и безопасность доставки грузов автомобильным транспортом является приоритетной задачей для выживания и работы людей в условиях Севера.

Прогнозирование пропускной способности элементов мультимодальной транспортной сети в условиях Арктики с учётом сезонности не возможно без применения геоинформатики для визуализации пространственной цифровой модели транспортно-логистического центра с помощью электронной карты местности.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года определила ряд особенностей освоения Северных регионов, которые, в частности, определяются следующими факторами:

а) экстремальные природно-климатические условия;

б) крайне низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;

в) климатические изменения, способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;

г) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны;

д) ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт;

е) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации.

Указанные особенности приводят к принципиальному отличию транспортных процессов доставки топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров (грузов северного завоза) до конечного потребителя в Арктической зоне Российской Федерации.

Одним из главных отличий является отсутствие постоянных транспортных путей на большей части данной территории, что приводит к необходимости использования временных транспортных путей для доставки грузов. Временные транспортные пути могут использоваться только в течение небольшого периода времени года. Период летней навигации, когда можно использовать речной транспорт, длится с июня по сентябрь.

Перевозки грузов автомобильным транспортом ограничены большую часть года из-за неудовлетворительного состояния временных транспортных путей. В летний период эксплуатации перевозки грузов автомобильным транспортом в большей части территории Арктической зоны России  невозможны из-за неудовлетворительного состояния дорог. В период зимней эксплуатации перевозки осуществляются по зимникам. Длительность периода перевозок напрямую зависит от длительности периода работы зимников в том или ином регионе. При этом в межсезонье возникают достаточно длительные (три-четыре месяца) периоды транспортной недоступности в отдельные районы.

При организации перевозок это приводит к необходимости прогнозирования состояния временных транспортных путей (водного и автомобильного транспорта) и на основе построенных прогнозов оценивания периодов доступности временных транспортных путей и объемов перевозимых грузов по ним с учетом возможностей местных перевозчиков автомобильного и водного транспорта. Такой подход объективно необходим для обеспечения эффективной логистики доставки грузов северного завоза на последнем этапе, т.е. от базовых стационарных пунктов до конечного потребителя, имеющего транспортную связь с центром только по временным транспортным путям.

Освоение российской Арктики и портов Севморпути потребует мощной энергетической инфраструктуры, основу которой составят ГЭС в бассейнах рек Нижняя и Подкаменной Тунгуска, Индигирка, Лена, Колыма, Анадырь, а также мощные приливные станции в бухтах Белого, Баренцева и Охотского морей с обеспечением суммарной выработки до 120 ТВт·ч/год.

Нужно вернуться к рассмотрению вариантов строительства таких крупных сибирских ГЭС как Братская и Саяно-Шушенская, общая выработка которых превышает совокупную выработку всех станций Волжско-Камского каскада.

Значительный вклад в процесс интеграции новых регионов в общероссийское социально экономическое и культурное пространство внесло российское гражданское общество.

Институты гражданского общества новых регионов получили эффективный инструмент представительства и взаимодействия с органами государственной власти всех уровней.

Продолжается реализация инициированного в 2022 году проекта «Поддержка общественных инициатив на новых территориях России», в рамках которого работают созданные в Луганской и Донецкой народных республиках и Запорожской области ресурсные центры поддержки общественных инициатив. Благодаря работе ресурсных центров активность некоммерческих организаций в новых регионах значительно возросла.

Сегодня процесс интеграции новых регионов в российское правовое и гражданское пространство идет полным ходом. Представителям власти, бизнеса и гражданского общества совместными усилиями предстоит в ближайшее время решить ряд задач, в том числе связанных с принятием решений, позволяющих компенсировать гражданам потерю имущества из-за обстрелов, обеспечением жильем военнослужащих, устранением излишней бюрократизации многих административных процедур, предотвращением оттока молодежи из новых регионов, помощью и поддержкой социально незащищенных категорий граждан и многим другим.

Одним из самых эффективных способов обустройства общества, на который преобразующееся государство могло бы опереться, от которого оно получало бы творческую энергию через проявление инициативы «снизу», есть процесс формирования субъекта через качественное территориальное развитие, который в свою очередь происходит через активное участие местного населения в процессе формирования структур местного самоуправления (Территориальное Общественное Самоуправление).

Срок  действующей Стратегии близится к завершению, однако острая актуальность тематики не снижается. Поэтому представляется целесообразным обратиться с предложением к федеральным  органам государственной власти разработать новый вариант Стратегии, которую должен отличать более системный подход (вместо фрагментарных мероприятий — комплекс предложений, сгруппированных по взаимно дополняющим отраслям экономики),  при этом следует предусмотреть мероприятия  разных этапов осуществления — на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников  Президента России считает необходимым следующее:

обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке  кластеров (ранее: территориально-промышленные комплексы) по принципу близости предприятий обрабатывающей/перерабатывающей промышленности к источникам сырья и водным магистралям,  с учетом опыта районирования времен СССР, а также по планомерному развитию территорий в увязке с общим стратегическим планом всего народного хозяйства на основе Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС), с учетом Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ), создаваемых и обслуживаемых Министерством обороны Российской Федерации;

 обратиться в Торгово-промышленную палату Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о создании в стране разветвленной сети торгово-промышленных палат для тесного взаимодействия между государством и предпринимателями, а также в целях оказания широкого содействия предпринимательской деятельности, в том числе развитию территорий;

обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос по разработке методического обоснования планирования, организации и управления транспортной системой страны с применением интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных технологий для обеспечения связанности территории Российской Федерации, а также по применению передовых цифровых, интеллектуальных технологий, роботизированных систем, в том числе беспилотных  в экстремальных условиях эксплуатации;

обратить внимание Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на необходимость формирования и осуществления эффективных и комплексных мер по развитию сельскохозяйственной кооперации, направленной на повышение эффективности и доходности сельскохозяйственного производства в сельской местности, в том числе малых форм хозяйствования, увеличению количества действующих сельскохозяйственных кооперативов, созданию новых рабочих мест в сельской местности;

обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о приоритетном строительстве малоэтажного жилья, модернизации инфраструктуры в городах, поселках и сёлах Сибири и Дальнего Востока;

обратиться в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о приоритетном развитии и модернизации отделений почтовой связи, расположенных в малых городах, поселках и сёлах;

поддержать предложения, выдвинутые Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года, на котором были рассмотрены мастер-планы развития городов Дальнего Востока, о подготовке мастер-планов для опорных арктических городов, а также формировании таких проектов и для других регионов страны;

поддержать предложения, высказанные Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным на Стратегической сессии   Правительства Российской Федерации, которая состоялось 19 марта 2024 года,      о преодоления «неравенства регионов», внедрении «экономической специализации» субъектов страны и создании в каждом регионе «Центров экономического роста» (ЦЭР);

обратиться в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам с предложением о создании Национального проекта «Пространственное развитие России».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *