РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников

Президента России на тему: «О вопросах реализации

Национального проекта «Образование»


27 сентября 2023 г.

Обсудив вопрос «О реализации Национального проекта «Образование» участники заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее:

В апреле 2022 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Указ об объявлении 2022-2031 годов в России Десятилетием науки и технологий.

Одной из основных задач, определённых в документе на ближайшие десять лет, стало привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодёжи.

Глава государства отметил, что «выход на новое качество подготовки кадров – это первоочередная задача, так как без её решения у нас не будет технологического будущего. Вестись эта работа должна уже в школе, во всяком случае, начинаться эта работа должна в школе».

Для достижения этой цели в системе общего и профессионального образования должно быть создано единое образовательное пространство, создающее равные возможности для развития и профессионального самоопределения каждого ребёнка. Способствовать этому призваны важнейшие инициативы, принятые в 2022 году, среди которых необходимо выделить создание Российского движения детей и молодёжи, принятие Концепции развития дополнительного образования, объявление 2023 года Годом педагога и наставника.

Важным в этой связи представляется также формирование эффективных и современных образовательных пространств в российских школах.

Необходимо изучить позитивный опыт новосибирских, красноярских и других школ, десятилетия практикующих раздельное обучение (мальчики, девочки), и приступить к широкому распространению этого опыта в школах Российской Федерации.

Успешность и продуктивность педагогического процесса зависят от авторитета учителя, его интеллекта, моральных качеств, профессионализма и коммуникабельности, а также от роста престижа учительской профессии в обществе.

В 2022 году была запущена масштабная программа «Модернизация школьных систем образования», включающая капитальный ремонт, обновление школьной инфраструктуры и повышение квалификации учителей. До конца 2026 года планируется отремонтировать 7300 школ по всей стране.

По информации, поступившей в Ассоциацию социальных сподвижников Президента России из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 года №466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию мероприятий федеральных проектов «Современная школа» и «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» Рособрнадзору также предусмотрено финансирование. Соответствующие объёмы бюджетных ассигнований заложены и в паспортах федеральных проектов.

Рособрнадзор является ответственным за реализацию трёх мероприятий Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», в рамках которых проведена организация методической поддержки образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, обеспечен мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, на основе ежегодного проведения Всероссийских проверочных работ, а также за расчёт показателя «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)».

В 2022 году все работы, предусмотренные в рамках реализации указанных мероприятий, выполнены в полном объёме. Риски неисполнения мероприятий в 2023 году отсутствуют.

В целях обеспечения выполнения задач Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» и минимизации рисков при его реализации в условиях санкционного давления со стороны западных стран на Российскую Федерацию в 2022 году изменилась концепция мероприятия по проведению оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающегося: в рамках его реализации проводятся работы по импортозамещению, которые включают в себя, в том числе разработку новой системы оценки качества общего образования в Российской Федерации, ориентированную только на внутрироссийские оценочные процедуры. Проект новой методологии и показателей оценки качества общего образования в Российской Федерации на сегодняшний день разработан, утверждение методологии запланировано на 2023 год.

В рамках реализации мероприятий Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в 2022 году Рособрнадзором был реализован проект «Организация методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся», подразумевающий оказание методической помощи школам с низкими образовательными результатами. Проект направлен не преодоление рисков низких результатов за счёт изменения управленческих подходов и педагогических практик, сложившихся в указанных школах. Цель проекта – внедрение изменений в практику работы школьных систем: внутришкольной системы оценки качества, профессионального развития педагогов, дополнительного образования и профессиональной деятельности.

В 2022 году в рамках реализации указанного проекта была оказана методическая помощь 3000 школам из 84 субъектов Российской Федерации.

В 2023 году реализация указанного мероприятия не предусмотрена.

В 2022 году Рособрнадзором также в рамках реализации Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в период с 15 сентября по 8 октября были проведены всероссийские проверочные работы в профессиональных образовательных организациях (ВПР в СП). В рамках данного проекта проведена оценка качества общеобразовательной подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Осенью 2023 года будут проведены аналогичные мероприятия.

Также Рособрнадзор является соисполнителем по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование».

В соответствии с указанным проектом в качестве структурного подразделения ФГБУ «ФИОКО» в 2021 году был создан Аналитический центр по разработке и анализу моделей воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение общественно-опасного поведения подростков и молодёжи (далее – Аналитический центр).

В 2022, 2023 годах Аналитическим центром проводится работа по выявлению лучших практик и разработке моделей воспитательной и профилактической работы».

Актуальной темой в повестке научного сообщества страны стали вопросы развития российской системы высшего образования. Необходимость переформатирования отечественной экономики в условиях санкционного давления заставила ускорить трансформацию системы высшего образования, осуществить переориентацию университетов при подготовке специалистов для обеспечения реализации новых задач.

Процесс суверенизации системы высшего образования осуществляется в результате совместных усилий профильных органов государственной власти, научного сообщества, гражданского общества в целом.

В апреле 2022 года на площадке Общественной палаты Российской Федерации представители гражданского общества рассмотрели предложения по созданию национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок в рамках национального проекта «Наука и университеты» в части показателей публикационной активности, развития ведущих российских научных журналов, организации экспертной оценки научной деятельности и соответствующей нормативной базы.

В ходе мероприятия сформулированы рекомендации по решению рассмотренных задач, определяющие структуру и содержание системы оценки результативности научной деятельности, в числе которых: определение целевых ориентиров для оценки результативности исследований; создание национальной системы предъявления научных результатов и научной коммуникации; формирование авторитетного и пользующегося доверием национального корпуса экспертов; создание государственной системы научной экспертизы.

Создание национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок было практически завершено к концу августа 2022 года.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков отметил, что оценка научной результативности будет осуществляться в соответствии с национальными метриками, которые позволяют учитывать вклад в решение национальных задач и достижение национальных целей. Однако подход к оценке научной деятельности продолжает трансформироваться.

Особое внимание в новых экономических условиях уделяется подготовке кадров в университетах, в том числе будущих учёных. На заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков выделил основные направления развития системы подготовки научных кадров, среди которых: социальная поддержка молодых учёных (в 2022 году на эти цели выделено около 1 млрд. рублей по программе жилищных сертификатов); стимулирование научного руководства (предусматривается распространение в университетах программ профессиональной подготовки для аспирантов, направленных на повышение компетенций молодых кандидатов и докторов наук); разработка и развитие формата «производственной аспирантуры», предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах и совместно с компаниями; развитие в региональных вузах института целевой аспирантуры, позволяющего направлять лучших выпускников в ведущие вузы страны, но с гарантией возвращения на хорошо оплачиваемое рабочее место после защиты диссертации.

Помимо подготовки научных кадров стратегическое значение имеет подготовка специалистов в сфере информационных технологий, способных положительно влиять на экономическое развитие и обеспечить национальную безопасность. Минобрнауки России в 2022 году выделило 160 тысяч бюджетных мест по данному направлению. Важным шагом для удовлетворения спроса в государственном и предпринимательском секторе на IT-специалистов стал запуск проекта по созданию в университетах цифровых кафедр.

В 2022 году цифровые кафедры созданы во всех 106 университетах — участниках программы «Приоритет-2030».

Российские университеты активно вовлекаются в экономическую деятельность страны не только как ключевое звено подготовки квалифицированных кадров, но и как агенты экономического роста для своих регионов, разработчики востребованных технологий. В сентябре 2022 года Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков в рамках Восточного экономического форума объявил о начале конкурсного отбора участников в программу «Приоритет-2030. Дальний Восток». Цель программы — трансформация региональных университетов и содействие социально-экономическому развитию ДФО.

В октябре 2022 года по итогам конкурсного отбора из 20 вузов — участников программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» победителями были объявлены восемь университетов. Они располагаются на территории шести субъектов России: Приморский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Хабаровский край, Камчатский край.

Каждый из университетов получает государственную поддержку в размере 71,25 млн. рублей. Средства будут использованы для поддержки преподавателей и студентов, на обновление материально-технической базы и приобретение нового учебно-лабораторного оборудования. До 2024 года на развитие университетов — участников программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» будет направлено 5,77 млрд. рублей.

Залогом обеспечения технологического суверенитета и устойчивого социально-экономического развития государства в целом и регионов, в частности, является высокий кадровый потенциал. Принципы формирования кадровых прогнозов и программ обеспечения региональных предприятий высококвалифицированными специалистами были рассмотрены в рамках круглого стола «Высококвалифицированные кадры для развития регионов» на площадке итогового форума «Сообщество».

Эксперты подчеркнули важность интеграции университетов и организаций реального сектора экономики с целью обеспечения практико-ориентированного проектного подхода к организации образовательной деятельности. Особое внимание было уделено оценке результатов реализации сетевой формы обучения и аспектам расширения её использования.

Сегодня значительное внимание представителей гражданского общества уделяется академической мобильности в новых условиях. Введённые недружественными странами санкции затронули и сферу высшего образования: многие российские студенты, обучающиеся за рубежом, столкнулись с проблемами, связанными с невозможностью продолжения обучения. В связи с этим Минобрнауки России предприняты меры, нацеленные на поддержку таких

студентов и создание возможностей для их перевода на обучение в отечественные вузы.

Учитывая, что академическая мобильность по-прежнему является важной составляющей при подготовке студентов и развитии научно-педагогических кадров, создание суверенной системы высшего образования не предполагает её закрытость. Отказ недружественных стран от сотрудничества с Россией актуализирует расширение академической мобильности в странах-партнёрах.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает важным отметить следующее:

— одобрить издание нового российского единого школьного учебника по Всеобщей истории и Истории России для 10-х и 11-х классов. Но, при этом, у экспертов Ассоциации имеются серьёзные замечания к трактовке целого ряда событий современной истории России, представленной авторским коллективом данного учебника, к списку рекомендованной для чтения дополнительной литературы и к трактовке роли политических лидеров позднего периода СССР и раннего периода постсоветского развития Российской Федерации. А также — есть серьёзные сомнения в необходимости столь тщательного преподавания в старших классах средней общеобразовательной школы современных событий, связанных с проведением СВО;

— поддержать предложение Государственного Совета Республики Татарстан, внесённое в Государственную Думу об обязательной отработке студентами-бюджетниками после получения диплома по специальности в течение трёх лет;

— продолжить работу по совершенствованию методической базы и учебной литературы для школьников, разработке аналогичных учебников и пособий по литературе и другим гуманитарным предметам;

— одобрить принятие изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, касающиеся обязательного участия учеников в общественно полезном труде и занятий по профориентации для помощи детям выбрать будущую профессию;

— обратить внимание на необходимость совершенствования воспитательных функций образования, внесения изменений в законодательство об образовании о важнейшей цели всей системы образования — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

— в целях обращения внимания студенческой молодёжи на важность коллективизма, традиционных российских ценностей, исторической памяти и преемственности поколений целесообразно в ВУЗах введение цикла специальных занятий из цикла «Разговоры о главном»;

— обратить внимание на необходимость улучшения работы по экологическому образованию и воспитанию в средних школах, колледжах и ВУЗах;

— восстановить единую систему тарифной оплаты труда педагогов, независимо от регионов их деятельности (как это было в советской школе).

— всемерно одобрить начавшийся процесс восстановления системы среднего профессионального образования по всем регионам России.

Для осуществления всех этих задач Президиум «Ассоциации социальных сподвижников Президента России» считает необходимым осуществить следующее:

— обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой поддержать инициативу о проведении Общероссийского собрания работников образования и науки «Достойное образование для будущего России»;

— обратиться в Государственную Думу с просьбой рассмотреть предложение о внесении изменений в законодательство об образовании положение о важнейшей цели всей системы образования — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г., № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

— обратиться в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам с предложением рассмотреть возможность подготовки и осуществления нового этапа Национального проекта «Образование» на 2025-2030 годы;

обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о воссоздании единой системы тарифной оплаты труда педагогов, независимо от регионов их деятельности;

— обратить внимание Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на необходимость дальнейшего совершенствования системы среднего профессионального образования, создания современной производственной базы учебных заведений;

— обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о совершенствовании методической базы и учебной литературы для школьников, разработке аналогичных учебников и пособий по литературе и другим гуманитарным предметам, а также о возврате в учебные программы средней школы изучения предметов «природоведение» и «экология»;

— обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке Программы по выявлению наиболее одаренных детей, особым условиям их обучения и воспитания, развитию способностей и талантов.