ПРИЛОЖЕНИЕ К Резолюции
Общего собрания членов Общественной организации «Ассоциация социальных сподвижников Президента России» на тему: «О вопросах реализации Национального проекта «Демография»
от 14 июня 2023 года
В Российской Федерации роль здравоохранения в снижении смертности населения и, соответственно, увеличении ОПЖ — огромна.
Это стало очевидно во время пандемии COVID-19, когда от доступности медицинской помощи и эффективной работы органов здравоохранения зависели жизни сотен тысяч российских граждан.
Современные научные исследования показали, что снижение смертности населения в Российской Федерации обусловлено примерно в равных долях тремя главными факторами: увеличение доступности бесплатной медицинской помощи, рост доходов населения и снижение потребления алкоголя.
Доступность бесплатной медицинской помощи, в свою очередь, обусловлена объемом государственного финансирования здравоохранения: чем больше финансовое обеспечение здравоохранения, тем больше бесплатных медицинских услуг можно оказать населению, больше привлечь медицинских кадров, установить более высокие тарифы по оказанию медицинской помощи.
Доказательством результативности вложений в здравоохранение являются итоги следующих отдельных целевых программ, реализованных с 2005 по 2022 годы:
- программа по совершенствованию перинатальной помощи — привела к снижению младенческой смертности в 1,8 раза (2013–2021 гг.);
- программа по борьбе с онкологическими заболеваниями — позволила снизить смертность от новообразований на 4% (2019–2022 гг.).
Однако в обществе, у финансово-экономических структурах Правительства Российской Федерации и Государственной Думы пока не сложилось должного понимания, что для выполнения миссии по спасению жизней, сохранению здоровья российских граждан здравоохранению необходимы дополнительные финансовые ресурсы.
Для справки: уровень государственного финансирования здравоохранения в Российской Федерации в 1,6 и 2,4 раза ниже, чем, соответственно, в «новых» странах Евросоюза (близкие к Российской Федерации по уровню экономического развития) и «старых» странах Евросоюза.
Увеличение государственного финансирования здравоохранения в Российской Федерации особенно важно, когда реальные доходы населения граждан с 2013 по 2022 г. сократились на 6,5%, и их уровень установился в 1,4 и 1,9 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС и «старых» странах ЕС (по доллару паритета покупательной способности — $ППС на душу населения).
Рассчитано, что уровень необходимого финансирования российского здравоохранения должен составлять минимум 5% валового внутреннего продукта (ВВП) (при условии, что к 2030 г. потребление алкоголя будет снижено на 45%, а ВВП будет расти темпом 2–3% в год). Эти средства главным образом должны пойти:
- на увеличение оплаты труда медицинских работников и выравнивание ее по субъектам Российской Федерации (базовый оклад врача должен составлять 4 МРОТ, медицинской сестры — 2 МРОТ, профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и НИИ — 5–8 МРОТ, колледжей — 4–6 МРОТ). Для справки: сегодня в Российской Федерации более половины врачей имеют оклад менее 22 тыс. руб. в месяц, что вынуждает их работать на 1,5 и более ставки, все это обусловливает отток кадров из отрасли;
- на расширение программы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях для всех категорий населения (дополнительно не менее 250 млрд. руб. в год). Для справки: потребление алкоголя и распространенность курения в России, несмотря на снижение, на 40% и более выше, чем в Канаде, Италии, Швеции, а доля курящего населения старше 15 лет — на 16% выше, чем в «новых-8» странах ЕС, и в 2,4 раза выше, чем в Канаде, Норвегии, Швеции;
- на обновление основного фонда медицинских организаций, в том числе на оснащение новыми медицинскими изделиями и внедрение цифровых технологий.
В исполнительных органах государственной власти Российской Федерации находится на рассмотрении проект «Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», принятие и реализация которого имеет важное значение для увеличения продолжительности жизни граждан и сохранения здоровья (на ее реализацию потребуется дополнительное государственное финансирование — сверх 5% ВВП на здравоохранение).
Для обеспечения равнодоступности медицинской помощи в регионах Российской Федерации необходима централизация управления здравоохранением на уровне Минздрава России, с формированием единых подходов в оплате труда медицинских работников и других статей расходов государственных медицинских организаций. В том числе, потребуется объединение всех источников финансового обеспечения медицинских организаций (Федеральный фонд медицинского страхования, федеральный бюджет и средства региональных бюджетов) и переход на сметный способ их оплаты.
В сфере управления также следует рассмотреть вопрос об консолидированной работе военной и гражданской служб здравоохранения.
Целесообразно также создание клиник при медицинских университетах, где на бюджетной основе могла бы оказываться высокоспециализированная медицинская помощь и велась бы научная деятельность.
Дополнительные вложения в здравоохранение высокоэффективны. Увеличение доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравнивание для граждан, проживающих в разных регионах страны, позволят:
- снизить смертность и улучшить здоровье населения, за счет чего получить экономический эффект в размере 6,6 руб. на каждый дополнительно вложенный в здравоохранение рубль;
- уменьшить естественную убыль населения как путем снижения смертности, так и созданием положительного стимула для увеличения рождаемости (на это будут влиять благоприятные условия получения медико-профилактической помощи будущим матерям и детям);
- создать импульс для развития отечественных производителей медицинской и фармацевтической продукции за счет расширения рынков сбыта их продукции;
- поднять престиж медицинских работников и уважение к ним в обществе, что положительно скажется на настроениях пациентов.
Все это напрямую будет способствовать достижению национальных целей: увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г. и, главное, поддержанию социальной стабильности и благополучия граждан в нашей стране.
Увеличение рождаемости зависит, в первую очередь, от экономических факторов. Например, в Российской Федерации введение материнского капитала способствовало дополнительному рождению 2,2 млн. детей (2007–2021 гг.). В таких странах, как Франция, Швеция и Германия, благодаря реализации специальных мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми (на что было потрачено более 3% ВВП) удалось увеличить суммарный коэффициент рождаемости до уровня 1,7–2,0 или поднять его с очень низкого уровня до 1,6, как в Германии.
Сегодня в России суммарный коэффициент рождаемости (фертильности) составляет 1,4, а на семейную политику и поддержку рождаемости тратится до 1,7% ВВП.
Исходя из резкого сокращения женщин активного детородного возраста, для восполнения этого пробела в потенциальных роженицах, предлагается:
- удвоить материнский капитал;
- установить поддержку семей с детьми от 3 до 7 лет – доплата ½ медианной зарплаты в регионе (вне зависимости от статуса нуждаемости);
- создать дружелюбную среду для воспитания детей: бесплатные учреждения дошкольного образования, кружки, группы продленного дня, широко доступная педиатрическая помощь, как это было в Советское время.
Это потребует дополнительно к уже затрачиваемым 1,8 трлн. руб. в год, около 1,7 трлн. руб., что вместе как раз составит около 3% ВВП. Это близко к тому, что сегодня тратят страны ЕС, добившиеся успеха в повышении рождаемости.
Такие меры в Российской Федерации, в период 2022-2030 гг. позволят увеличить число рожденных детей примерно на 250 – 300 тыс. в год.