РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников

Президента России на тему: «О вопросах развития внутренних водных коммуникаций страны»

9 февраля 2023 г.

Обсудив вопрос «О развитии внутренних водных коммуникаций страны» участники заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее:

для успешного социально-экономического развития страны, осуществления Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», обеспечения высокого уровня межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения, развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, реализации транзитного потенциала российской экономики, конкурентоспособности России на мировом уровне огромное значение имеет разветвлённая транспортная сеть и её важнейшая составляющая – внутренний водный транспорт;

состояние внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за последние годы характеризуется существенной стагнацией; значительно снизился объем грузовых перевозок, ухудшились показатели, характеризующие пропускную способность судоходных путей страны, почти на треть сократилась протяженность внутренних водных путей страны с гарантированными габаритами судового хода.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, (далее – Транспортная стратегия), в рамках реализации которой планируется обеспечить приоритетное развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта, что приведёт к снижению грузонапряженности автомобильных и железнодорожных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации.

По информации, поступившей в Ассоциацию социальных сподвижников Президента России из Министерства транспорта Российской Федерации, перед внутренним водным транспортом поставлены новые задачи по реализации Транспортной стратегии, в которой определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, а также целевые показатели.

В 2023 году объем перевозок грузов определён в 118,8 млн. тонн, объем перевозок пассажиров – 10,9 млн. чел.

Предусмотрено увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей на 10 млн. тонн с нарастающим итогом.

Для реализации данных показателей предусматривается увеличить протяжённость внутренних водных путей:

– с гарантированными габаритами судовых ходов — на 343 км;

– оборудованных средствами навигационной обстановкой — на 926 км;

– с круглосуточным движением судов — на 761 км.

Данные меры позволят увеличить эффективность работы транспортного флота за счёт сокращения рейсооборота, а на отдельных участках увеличить загрузку судов, обеспечить безопасные подходы к портам и причалам общего пользования.

В 2023 году в целях оптимизации средств федерального бюджета, а также наиболее полного удовлетворения потребности перевозок пассажиров и грузов, повышения безопасности судоходства предусматриваются следующие изменения в составе внутренних водных путей:

– исключение из «Перечня внутренних водных путей федерального значения» участков внутренних водных путей, по которым в последние годы не осуществляется судоходство, и перевозка внутренним водным транспортом не прогнозируется (в основном эти пути содержались по 7-й категории «без гарантированных габаритов судовых ходов и без средств навигационной обстановки»);

– включение в «Перечень внутренних водных путей федерального значения» участков внутренних водных путей, по которым в настоящее время осуществляется перевозка пассажиров на социально-значимых маршрутах, а также на которых востребованы перевозки грузов.

В 2023 году продолжится действующая практика софинансирования 7 субъектами Российской Федерации содержания отдельных участков внутренних водных путей, наиболее значимых для субъектов Российской Федерации, протяжённость которых составляет более 3 тыс. км.

С целью обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений, предусматривается более 20 % финансовых средств на содержание судоходных гидротехнических сооружений направить на проведение их капитального ремонта. Так, в 2023 году запланировано проведение капитального ремонта на 38 объектах инфраструктуры внутренних водных путей, а также на 65 судах технического флота.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечает особую важность осуществления Инновационных проектов «Волго-Каспийская ось развития» и «Волго-Амурский вектор развития», имеющих экономическое и геополитическое значение для России и всего Евразийского континента.

Мультипликативный эффект данных проектов будет способствовать созданию и развитию многочисленных участников экономической деятельности, созданию 10-15 миллионов рабочих мест, позволит ускорить процессы интеграции Волго-Каспийского бассейна с Транссибом, Северным морским путём, Амурским бассейном и выходом в тихоокеанскую, балтийскую и средиземноморскую акватории.

При реализации данных инновационных проектов, предусматривающих реконструкцию речной сети, транспортного, энергетического и водохозяйственного комплексов Российской Федерации, могут быть достигнуты следующие результаты:

  • рост ВВП в натуральных показателях, экономический рост в товарном производстве, повышение качества жизни населения;
  • значительное снижение доли транспортных затрат в себестоимости продукции и экономия топливно-энергетических ресурсов;
  • увеличение объёмов грузоперевозок, грузооборота;
  • развитие транспортно-логистических систем, а также усиление роли России в международной кооперации;
  • увеличение производства экологически чистой и дешёвой электроэнергии в 7-10, от достигнутых объемов действующих ГЭС, за счёт технически и экологически обоснованного строительства новых гидроэлектростанций;
  • увеличение объёмов сельскохозяйственного производства за счёт строительства водохранилищ и мелиоративных систем;
  • снижение расходов на ремонт и содержание автодорог;
  • снижение транспортной нагрузки на Москву и Московскую область;
  • предотвращение негативного воздействия на людей, сельскохозяйственных животных, жилья, объектов экономики и социальной сферы от наводнений и паводков;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду и решение санитарно-экологических проблем;
  • усиление конкурентных позиций России в мире;
  • укрепление безопасности России и Евразийского континента.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает, что создание новых водохранилищ позволит коренным образом улучшить водные пути главных речных систем страны (Волги, Дона, Камы, Днепра, Иртыша, Оби, Енисея, Ангары и др.), а также позволит образовать единую глубоководную систему водных магистралей Евроазиатской территории страны и улучшить судоходные условия на больших по протяжённости участках рек. 

Необходима комплексная реконструкция речной сети России с созданием каскадов водохранилищ, новых глубоководных коммуникаций, использование в качестве водохранилищ естественных озер.

Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает необходимым осуществить следующее:

— обратиться в Комиссию по  направлению «Транспорт»  Государственного Совета Российской Федерации с предложением о проведении заседания на тему: «О развития внутренних водных коммуникаций России»;

— обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть следующие вопросы:

  • о создании Федеральной государственной программы по очистке внутренних водных путей, достижению проектных эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и водных коммуникаций и утилизации выведенных из эксплуатации судов;
  • о создании в бассейне реки Амур 4-х противопаводковых ГЭС: Нижне-Зейской, Селемджинской, Нижне-Ниманской, Гилюйской;
  • о реконструкции Волжско-Каспийского морского судоходного канала для увеличения осадки судов до 4,5 м. и обеспечения двухстороннего режима движения судов на всем протяжении канала;
  • о подготовке внутренних водных путей на участках Международного транспортного коридора «Север-Юг» для интеграции их в систему международных транспортных сообщений;
  • о создании необходимых условий для стабильного завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
  • о приоритетном развитии сети портовых сооружений и инфраструктуры по организации и обслуживанию судоходства, в том числе современных информационных систем по обеспечению безопасности судоходства;
  • о проведении мониторинга судостроительных и судоремонтных заводов, верфей (не входящих в крупные компании), а также гидротехнических сооружений;
  • о необходимости доскональной экологической экспертизы при строительстве и эксплуатации водохранилищ, капитальных сооружений на водных объектах;

— обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой рассмотреть вопрос об учреждении государственной награды — медали «За развитие водных коммуникаций страны»;

— обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину с просьбой рассмотреть вопрос о создании Государственной корпорации по развитию внутренних водных ресурсов и коммуникаций;

— обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительных мерах государственной поддержки судостроительной промышленности, в том числе по увеличению производства малых судов для речных коммуникаций;

— обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта с предложением о проведении Научно-практической конференции по развитию внутренних водных путей (с участием Ассоциации социальных сподвижников Президента России и Общероссийского Движения Поддержки Флота);

— обратиться в Акционерное общество «Корпорация Туризм.РФ» с предложением об активизации осуществления туристических маршрутов на крупных реках и озерах;

— обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой обратить особое внимание на факты несанкционированных застроек пойм рек и озер, а также на предупреждение факторов негативного воздействия наводнений и паводков на людей, окружающую среду, сельскохозяйственных животных, жильё, объекты экономики и социальной сферы;

— предложить Рабочей группе Ассоциации социальных сподвижников Президента России «Экономика и финансы» (Гусаров Е.А.) и Рабочей группе Ассоциации социальных сподвижников Президента России по экспертным и редакционным оценкам (Севостьянов В.Л.) принять меры по организации научно-практической конференции по вопросам технико-экономических и социально-экономических аспектов Инновационных проектов «Волго-Каспийская ось развития» и «Волго-Амурский вектор развития» (на базе головного ВУЗа страны в сфере транспорта – Российского университета транспорта (МИИТ), а также круглого стола по рассмотрению социально-политических и геополитических аспектов данных проектов (совместно с Всероссийской общественной организацией «Трудовая Доблесть России»», Общероссийским общественным движением  «Народный собор», «Изборским клубом» и «Зиновьевским клубом»).