РЕЗОЛЮЦИЯ

Общего собрания членов Ассоциации социальных сподвижников Президента России  на тему:  «О вопросах реализации Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 397)»

15 декабря 2022 г.

Общее собрание членов Ассоциации социальных сподвижников Президента России выражает полную поддержку деятельности Президента Российской Федерации В.В.Путина, направленной на охрану окружающей среды, предотвращение её химического и биологического загрязнения, сохранение природного биоразнообразия и создание необходимых условий для повышения качества жизни населения страны.

Обсудив тему: «О вопросах реализации Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»», участники Общего собрания членов Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее.

          В последние годы значительно выросла потребность в решении основных экологических проблем нашей страны – рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения.

Государство, взаимодействуя с общественными организациями, экспертным и бизнес сообществом, сделало значительные шаги для создания необходимых механизмов участия общества в решении этих проблем.

Приоритетность и высокая значимость экологического благополучия были сформулированы в поправках в Конституцию Российской Федерации, которые обязывают Правительство Российской Федерации принимать необходимые меры по рациональному использованию природных ресурсов для сохранения природного богатства и биологического разнообразия страны, а также по дальнейшему уменьшению негативных воздействий на человека и окружающую среду, т.е. по экологической безопасности.

Впервые в Основном законе России была закреплена необходимость ответственного отношения к животным, а также весьма подробно отражены проблемы экологического образования и дальнейшего повышения уровня экологической культуры граждан.

Важным направлением экологической повестки в стране стали вопросы ограничения всех типов выбросов парниковых газов и связанного с этим глобального потепления климата.

Ратифицировав в 2019 году Парижское соглашение, Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств, для выполнения которых были созданы необходимые условия, и выполняет их по международным нормативным правовым актам.

Длядостижения этих целей в России разработана Федеральная научно-техническая программа экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы. В июле 2021 года принят Федеральный закон   № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Климатическая повестка крайне актуальна для России, прежде всего потому, что рост среднегодовой температуры воздуха в стране, который в период с 1976 по 2020 год составляет 0,51°С, привёл к уменьшению морского ледяного покрова Арктики в 5–7 раз.

Эксперты подчёркивают, что ключевая роль в обеспечении углеродной нейтральности принадлежит сегодня, прежде всего бизнесу, его эффективной работе и исполнению предусмотренных законами норм. Одним из эффективных инструментов декарбонизации может стать модернизация транспортной инфраструктуры и переход на электротранспорт.

Минэкономразвития России представило Комплексную концепцию развития производства и использования электротранспорта в России на период до 2030 года, включающую создание технической периферии для его обслуживания, которая была утверждена Правительством России в августе 2021 года.

Достигнув чрезвычайно высокого уровня научно-технологического и крупномасштабного производственного процесса, человеческая цивилизация все в большей мере сталкивается и с его  негативными последствиями.

По мнению ученых и общественно-экспертного сообщества особого внимания и финансовой поддержки заслуживает решение  проблем ежегодных массовых лесных пожаров антропогенного происхождения, накопления на свалках производственных и бытовых отходов, выбросов вредных химических веществ в атмосферу, а также обеспечения необходимой степени экологической чистоты поверхности водоёмов и централизованного снабжения населения доброкачественной питьевой водой.

Общественным организациям важно обратить внимание на развитие особо охраняемых природных территорий, что является традиционной и эффективной формой природоохранной деятельности и участия в процессе развития этих территорий, имеющих большое значение для экологического образования и просвещения граждан, популяризации экологического туризма, позволяющего сохранять уникальность природы нашей страны.

Появление новых природоохранных зон даст ожидаемый эффект только в условиях активного диалога с населением, развития и популяризации программ экологического образования, просвещения, а также формирования экологической культуры. При сочетании этих условий такие территории станут драйвером развития регионов через создание новых рабочих мест, восстановление развитой санаторно-курортной базы и развитие туризма,   в том числе медицинского.

В обществе постепенно формируются экологическое мировоззрение и экологическая культура, укреплению и совершенствованию которых и будут  способствовать разрабатываемые эффективные системы экологического образования, просвещения и воспитания.

Необходимость подготовки федеральной программы по экологическому образованию и просвещению была отмечена Президентом России в июле 2020 года в рамках встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны природы и защиты животных.

Результатом этой встречи стало поручение Президента России Минпросвещению Российской Федерации о подготовке предложений по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных дошкольных и школьных, воспитательных и учебных программ. Вместе с тем, из школьных программ в последние годы были изъяты курсы природоведения и экологии, что может пагубно сказаться на формировании экологического сознания подрастающего поколения и привести к тяжёлым социальным последствиям. Не проводится в настоящее время в средних школах, колледжах и ВУЗах России дополнительная работа по проблемам экологического образования и воспитания. И это существенное  социальное упущение необходимо в срочном порядке устранить.   

События последних лет демонстрируют, что систематические нарушения норм экологической безопасности крупными компаниями и промышленными предприятиями приводит к проявлению общественного недовольства, а также к протестным выступлениям граждан.

С учётом международной политико-экономической ситуации, следует принять незамедлительные меры по поднятию технико-экономической эффективности и усилению экологической безопасности процессов добычи нефти и газа. На отечественных месторождениях, во многих случаях, извлекаемость запасов существенно уступает зарубежным показателям, при этом расход энергии и загрязняемость окружающей среды (прежде всего воды), как правило, превышают показатели зарубежных фирм. Необходимо применять передовые методы добычи, учитывающие тонкие физико-химические процессы при добыче ископаемых (на уровне нанотехнологий), в том числе технологии, разработанные  отечественными специалистами, что позволит снизить загрязнение окружающей среды, а также удельную себестоимость добычи.

Необходимо также совершенствование действующего законодательства, нормативной правовой базы, которые недостаточно стимулируют добывающие компании по ускорению внедрения технологических новшеств.

          Процессы быстрого распространения новейших информационно-коммуникационных технологий (включая сети 5G) ведут к стремительному росту электромагнитного загрязнения окружающей среды в диапазоне сверхвысоких частот. Вопросы влияния такого негативного воздействия на здоровье людей и животных слабо изучены (человечество ранее не сталкивалось с  такими воздействиями), есть убедительные свидетельства того, что в ряде случаев применение подобных новшеств сопряжено с опасностью для здоровья людей и требуется научная оценка рисков.

Внедрение ряда современных источников света (прежде всего использующих светодиоды) ведёт к повышенному загрязнению окружающей среды в визуальном диапазоне, что отрицательно влияет на органы зрения и нервную систему человека. В этой связи целесообразно разработать новые медико-санитарные нормативы в сфере электромагнитного влияния на окружающую среду, привлечь к этой работе широкое экспертное сообщество, представляющее различные научные дисциплины (от физиков и радиотехников — до специалистов по гигиене и санитарии).

Необходимо отметить, что многие промышленные предприятия страны  сегодня взяли курс на экологизацию своей деятельности. Компании инвестируют средства во внедрение новых природоохранных технологий, которые позволяют минимизировать экологический ущерб, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы токсикантов в водоёмы и на почву.

Экологической модернизации предприятий помогает и государство, путём реализации различных проектов и программ, к которым можно отнести Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», национальный проект «Экология» и ряд других.

В августе 2021 года активистами экологических движений была заявлена необходимость проведения экологического референдума в восьми регионах страны. Причины — создание в них свалок коммунальных и промышленных отходов, строительство экологически опасных предприятий (включая использующих экологически опасные технологии), новых дорог, крупных газо-химических комплексов.

Общественный экологический мониторинг, осуществляемый структурами общественного экологического контроля, является одной из важнейших областей проявления социальной активности граждан. Ещё в 1980-х годах органы власти СССР признавали, что свыше 50% правонарушений в сфере экологии выявлялись не органами государственной инспекции и надзора, а структурами общественного контроля и социально активными гражданами. В настоящее время на обращения с подобными «сигналами» от населения не уделяется должного внимания.

          Недостаточно используется потенциал общественной экспертизы и общественного экологического контроля на стадии подготовки и принятия  нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды. В большинстве субъектов Российской Федерации до сих пор не приняты региональные законы об обязательной общественной экспертизе проектов социально значимых нормативных правовых актов. Хотя соответствующий «модельный» закон для субъектов федерации был разработан Общественной палатой Российской Федерации, при активном участии экспертного сообщества, ещё в начале 2000-х годов.

Учитывая первостепенное значение сохранения благоприятной экологической среды и обеспечения экологических прав граждан, Общее собрание членов Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает важным следующее:

1) системное  взаимоучитывающее проведение мониторинга, общественного контроля и надзора за выполнением требований законодательства в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности человека и окружающей среды, ликвидации экологического ущерба, причинённого промышленными предприятиями, учёта мнения граждан; возрождение важнейшего института общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы на всех уровнях;

2) содействие коэволюции человека и окружающей среды, установлению  конструктивного сотрудничества между государством, бизнесом и обществом, выстроенных на основе информационной открытости, бесконфликтности и многостороннего диалога, ради экокатарсиса (очищения среды обитания) для будущих поколений жителей России, и расширению возможностей общественного участия в решении проблем экологической безопасности;

3) повышение социальной ответственности бизнеса за сохранение природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности;

4) содействие ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;

5) содействие внедрению новой системы управления твёрдыми коммунальными отходами, обеспечивающей полную сортировку отходов, получение из них по-максимуму вторичных материальных ресурсов и энергии с существенным снижением объёма отходов, направляемых на современные окультуренные полигоны их захоронения;

6) содействие снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а также сохранение биологического разнообразия в экосистемах Российской Федерации;

7) обеспечение постоянно действующей площадки в целях информирования населения о загрязнении окружающей среды, о климатических катаклизмах и опасных природных явлениях, а также для формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов;

8) обращение в  Государственную Думу  с  предложениями                        о рассмотрении вопросов:

— об усилении административной и уголовной ответственности за  правонарушения, связанные с несоблюдением требований в  области охраны окружающей среды при создании несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов, а также об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах; 

— о подготовке проекта закона об общественной экологической экспертизе и общественном мониторинге правоприменительной практики в сфере экологической безопасности;

9) обращение в Министерство просвещения Российской Федерации с предложением о рассмотрении вопросов:

— о возврате в учебные программы средней школы изучения предметов «природоведение» и «экология»;

 — о запрещении школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования пользоваться   мобильным интернетом в помещениях учебных организаций;

10) обращение в Министерство высшего образования и науки Российской Федерации о введении в учебные курсы по ряду специальностей – предметов и программ, связанных с экологией и охраной окружающей среды;

11) обращение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой о недопущении возведения вышек стандарта связи 5G вблизи школ, детских учреждений и больниц;

12) обращение в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации с просьбой обратить особое внимание на приятие мер по предупреждению лесных пожаров, а также на укрепление материально-технической базы территориальных органов Министерства по обеспечению пожарной безопасности территорий лесных угодий и ликвидации пожаров;

13) обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложениями:

 — об организации работы по внедрению современных технологий утилизации производственных и бытовых отходов и внесении соответствующих корректив в основные целевые показатели Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»» в 2024 году;

— при оценке экологической эффективности природоохранных мероприятий в реальном секторе экономики использовать систему менеджмента качества, экологических стандартов, а также методологию управления рисками и учёта наноразмерных частиц и явлений;

14) обращение в Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой обратить особое внимание на предупреждение и пресечение  противоправной деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, нарушающих природоохранное законодательство;

15) обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением при разработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и при планировании градостроительной деятельности особое внимание уделять оценке будущего воздействия на окружающую среду, включая процессы функционального и ландшафтного зонирования  территорий населённых пунктов;  генеральные планы развития новых поселений выносить на комплексную общественную экспертизу;

16) обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с предложением об актуализации разработки гигиенических нормативов в отношении неблагоприятного воздействия на человека вновь выявляемых значимых факторов окружающей среды, в том числе касающихся новых химических токсикантов и биологических агентов, интенсивно развиваемых и внедряемых в хозяйственно-бытовую и производственную практику, а также информационно-коммуникационных технологий и искусственных источников света.