Информационная сфера, средства массовой информации играют особую роль в обеспечении стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, укрепления социальной стабильности общества, укрепления единства многонационального российского народа, патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан.
Важная роль принадлежит средствам массовой информации в противодействии внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры, информационной продукции иностранных пропагандистских структур), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также попытки фальсификации российской и мировой истории.
Специальная военная операция, проводимая в целях обеспечения национальной безопасности страны, ознаменовала собой начало не только нового исторического периода, новой геополитической реальности, но и новых вызовов и угроз России со стороны западных стран.
Усилились угрозы национальной безопасности в информационной сфере.
Серьезную опасность представляет собой стремление западных стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; ведение с нашей страной информационной войны, опасного воздействия на информационные сферы, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
В информационной политике страны продолжает господствовать либеральный тезис об открытом свободном обществе и принцип — «разрешено все, что не запрещено».
Информационная сфера тесно связана с идеологией, поскольку информация влияет на общественное сознание, формирует поведенческие мотивы и установки, которые могут иметь как патриотическое, (национально-ориентированное) так и космополитическое (упадническое) направление.
Конституционный запрет на государственную идеологию фактически обезоруживает общество, создает предпосылки для подрывной деятельности враждебных сил.
Без идеологии не может быть прочного государственного фундамента.
«Всеядность» и разбросанность информационных потоков, плюрализм мнений, вносят смятение в и без того неустойчивое, эклектичное сознание людей, и, в целом, ослабляет национальную иммунную систему.
Идеологический вакуум (которого на самом деле не существует), заполняется чуждыми ценностями и смыслами, и страна начинает жить по чужим лекалам. Запрет на идеологию фактически означает отказ государства от защиты национальных ценностей и традиций, снятие запретов на внешнее влияние.
Политика – это искусство постановки целей и определения приоритетов.
В условиях гибридной войны решающая роль в отражении угроз принадлежит информации,как одному из основных политических ресурсов. Не случайно, Натан Ротшильд сформулировал тезис: «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
В Концепции национальной безопасности этому аспекту обращено особое внимание, поскольку именно «через информационную среду осуществляются угрозы национальной безопасности в различных сферах деятельности государства».
Но сегодня информационное пространство страны стало еще более уязвимым, а значит подверженным внешнему влиянию. Через эти бреши проникают информационные вирусы, утекают секретные, критически важные сведения.
В условиях ведущейся гибридной войны одним из главных ресурсов является информация, без которой невозможно стратегическое планирование и прогнозирование.
Однако в стране отсутствует целостный механизм отражения информационных угроз и государственной защиты информационного пространства.
В стране отсутствует единый федеральный орган, который от имени государства мог бы уполномочен заявить…, как в советское время это делало Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Отдельные ведомства (МИД России, ИТАР–ТАСС, РИА «Новости», другие информационные каналы) не вправе осуществлять вещание от имени государства.
В результате разобщенности информационных потоков возникает неразбериха, допускается ведомственное толкование важнейших политических событий, зачастую с противоположных позиций. Отсутствует единый координационный орган в области информационной политики.
«У семи нянек дитя без глазу» – это про информационное пространство. Информационная система не может эффективно функционировать без единого федерального органа, обеспечивающего задачи информационной безопасности
и информационного стратегического планирования.
В этой связи в целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации и других организаций, разработки и осуществления стратегии развития, нормативно-правового регулирования в информационной сфере, а также развития информационного общества в Российской Федерации целесообразно, на наш взгляд, создание Федерального информационного агентства России.
Эта организация могло бы решать задачи стратегического планирования, определять цели, принципы и приоритеты в информационной сфере, осуществлять мониторинг информационного пространства.
В условиях тотальной угрозы, санкционного давления со стороны коллективного Запада, ведущейся гибридно-информационной войны и реальных боевых действий, необходимо мобилизовать все информационные и иные ресурсы страны, обеспечить контроль качества распространяемой информации, блокирование или разоблачение ложной информации.
Члены Ассоциации сподвижников Президента России:
Дегтярев Виктор Александрович,
Сатлейкин Павел Иванович