НАЧАЛЬНЫЕ УРОКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ДОКТРИНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ГЕОПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И НОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
Уже первые месяцы ведения Специальной военной операции (СВО) в полной мере выявили некоторые новые тенденции развития международной обстановки, которые диктуют необходимость коррекции внутренней и внешней политики государства и ставят новые задачи перед патриотическими силами гражданского общества России.
Следует признать, что в предшествующий СВО период не были адекватно оценены реальный уровень боеготовности украинских вооруженных формирований и их морально-психологическая готовность к тяжелой борьбе. Всё же над российским обществом до сих пор витал аромат «Крымской весны» 2014 года и наше руководство по опыту тех событий ощутимо надеялось, что российские войска будут встречаться если и не везде с цветами, то, по крайней мере, без ожесточенного сопротивления; первоначально наши военные подчеркивали различие в своем отношении к регулярным вооруженным силам Украины и к националистическим добровольческим батальонам. Недооценивалась действенность многолетней нацистской пропаганды в по-сути тоталитарном украинском государстве. За эти заблуждения было дорого заплачено жизнями наших воинов… Не была «просчитана» и возможная реакция «коллективного Запада» на решительные действия России. Не оправдали себя упования на то, что экономические связи с Россией и стабильность политических контактов настолько выгодны нашим европейским партнерам, что «они не станут сами стрелять себе в ноги». Были также явные надежды на то, что в преддверии решающей для США политико-экономической схватки с Китаем за мировое первенство (грозящей перейти на каком-то этапе в прямое вооруженное столкновение) те не будут активизировать действия на «втором» для себя «фронте» с Россией. Уже к началу осени текущего года всесторонняя материальная и политическая поддержка Запада стала главным фактором украинской «активной обороны».
Мы увидели реальную сплоченность Запада в санкциях против России и их определенную готовность к экономическим жертвам (сопровождаемым неизбежными внутриполитическими осложнениями), и нам надо признать — до достижения «болевого порога» развитым европейским странам ещё далеко, а их «мелким сателлитам» столь привычна роль иждивенцев в Европейском Союзе, что они надеются (и не без оснований) успешно играть её и в ближайшем будущем, благодаря пресловутой «европейской солидарности». За несколько месяцев мы почувствовали возрождение НАТО — из отмирающего реликта холодной войны, который даже лидеры некоторых стран Европы недавно публично подозревали в деградации мозга, эта организация вновь превращается в активный субъект международной политики и появились новые желающие туда вступить. Лидеры НАТО теперь злорадно отмечают, что «вместо ожидаемой Россией финляндизации всей Европы она столкнулась с украинизацией Скандинавии». Сегодня уже можно утверждать: правила математической логики неоспоримы — «Европа — це Украина».
С первых же боев выяснилось активное участие в них зарубежных «джентльменов удачи» на стороне украинского режима. Более того, к нынешней осени создалась угроза «интернационализации» вооруженного конфликта на Украине уже на уровне государственных вооруженных сил из ряда зарубежных стран. Ведущие западные политики сейчас говорят о возможности и желательности нанести России поражение на поле боя, а иные даже допускают возможность применения оружия массового поражения, в том числе ядерного. Особую ретивость проявляет Польша, всеми силами стремящаяся выдвинуться в европейские лидеры, пусть и регионального масштаба. Перед алчным взором этой «гиены Европы» (по меткому выражению У. Черчилля) замаячил призрак реализации за счет украинского конфликта старой мечты о Польше «от моря и до моря» (от Балтики до Черноморья). На этом фоне возможны вспышки также и на других направлениях вблизи российских границ. Возрастает угроза Приднестровью со стороны Молдавии и её «старшей сестры» – Румынии, для них нынешняя ситуация тоже создает вполне «читаемые» соблазны. Постоянно тлеющий конфликт между Арменией и Азербайджаном угрожает прямым вовлечением в него нашей страны. Это же относится к целому «букету» попыток цветных революций в Средней Азии. Весьма «своевременно» Япония вновь стала «облизываться», глядя на наши Курильские острова.
Военные действия на Украине ещё далеки от выполнения объявленных целей СВО России, однако уже сейчас можно сделать первые геополитические выводы из происходящего. Со всей ясностью проявилась неосуществимость в обозримом будущем «общеевропейского дома» — нас там никогда не ждали, а теперь и вовсе готовы «захлопнуть дверь». Это лишний раз подтверждает историческую ошибочность традиционного для российских «западников» «европейского выбора», особенно в его «подражательном» варианте, предусматривающем простое копирование во всех сферах жизни западноевропейских образцов. Одновременно следует констатировать несостоятельность надежд на ожидавшиеся отечественными геополитиками (А.Дугин и другие) союзы типа «Россия — Германия», а тем более по оси «Берлин — Москва — Токио». В очередной раз продемонстрирована абсурдность надежд прежних и нынешних славянофилов на славянское братство — глядя на сегодняшнее поведение «братьев-славян», во все глотки облаивающих Россию, нельзя не вспомнить давние предупреждения Ф.М. Достоевского, который предвидел, что те постараются стать первыми в предательстве России и ещё будут обвинять её в «вековом угнетении». Очевидна и неоправданность ожиданий православной солидарности — вспомним антироссийские позиции православных Болгарии, Румынии, Греции, а также Константинопольского Патриархата. Суммируя сказанное, можно добавить, что нам остается только осознать ситуацию и воскликнуть: «Прощай, немытая Европа!»
Несомненно, конфликт на Украине — первая крупная война в Европе после Второй Мировой, приведет к глобальным, сдвигам в мировой геополитике. Какая схема мироустройства утвердится в ближайшем будущем? Однополярная схема, сформированная за последние 30 лет, привела к резкой гегемонии США. С ослаблением американского политико-экономического превосходства мировая гегемония США постепенно «сходит на нет». Биполярная схема, много лет основывавшаяся на паритете возможностей блоков, возглавляемых США, с одной стороны и СССР — с другой, рухнула с раcпадом Союза, и мы сейчас не заинтересованы в её возрождении, т.к. экономически тягаться может с Америкой лишь Китай. Но у Китая — свои интересы (которые лишь ситуативно могут совпадать с российскими). Хотя в ближайший исторический период возможно существенное сближение Китая и России, в долгосрочной стратегии мы заинтересованы в максимально возможной независимости, т.е. формировании на нашей собственной политико-экономической и военной базе, самостоятельного центра силы. Поэтому многополярность для нас — не просто лозунг, а единственный реальный шанс сохранить в мире свои значимые позиции, территориальную целостность и национальные богатства.
Сама жизнь демонстрирует нам торжество формулы Императора Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
При этом следует учитывать, что любое проявление нами благородного великодушия истолковывается Западом и его «прихлебателями» как свидетельство нашей слабости, что лишь разжигает аппетиты наших «доброжелателей». К тому же мы пока «вчистую» проигрываем информационную войну на мировой арене (прежде всего в Интернете). По сообщениям многих СМИ и блоггеров можно подумать, что «доблестные» украинские вояки вот-вот войдут в Москву. А ведь ни у наших реальных противников, прежде всего в странах НАТО, ни у наших потенциальных реальных партнеров по будущему сотрудничеству не должно возникать сомнений — Россия это не «бумажный тигр».
Вот почему нельзя превращать военные действия на Украине в «вялотекущую шизофрению». Мы с самого начала кампании сами себя ограничили в возможностях, объявив СВО. В ответ нам в геббельсковском духе объявляют тотальную войну, а мы пока откликаемся в духе пионерской игры «Зарница». А ведь нам не оставили никаких шансов вернуть ситуацию «на круги своя». Россия или погибнет, или выйдет из военных действий победительницей, теперь уже третьего не дано.
Эти строки пишутся в сентябрьские дни 2022 года, когда в России объявлена частичная мобилизация, а в Донецкой и Луганской народных республиках, в Херсонской области и на Запорожье прошли референдумы о вхождении в состав России; эти регионы, вслед за Крымом, вернулись в «родную гавань». Наши зарубежные «доброжелатели» этого нам не простят — неизбежна дальнейшая эскалация международной напряженности. К глубочайшему сожалению, мир ожидает новая, более острая фаза холодной войны, которая в действительности Западом не прекращалась (просто бывали периоды временного затишья, которые случаются и на фронтах во время самых лютых военных конфликтов).
Сложившаяся сложная ситуация требует эффективного общественно-государственного партнерства, консолидации всех патриотических сил на самой широкой платформе национального согласия. У нас в стране не введено военное положение, но для достижения Победы сейчас нам необходима внутренняя самомобилизация — для каждого патриота важно осознать, что независимо от используемых государством терминов, идет подлинная война, и, оставаясь на своем посту, необходимо ощущать себя участником общего дела народного противостояния Мировому Злу, действовать в соответствии со старым лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» А после Победы надо будет, как говорил ещё в XIX веке русский канцлер А.М. Горчаков, сосредоточиться. Сосредоточиться на внутреннем переустройстве — как в экономическом, так и в политико-организационном плане. Следует ожидать обвальное снижение внешнеторговых связей с Западом, но ведь мы страна самодостаточная по большинству ресурсов и, сокращая их поставку в зарубежные страны, получим дополнительные возможности на внутреннем рынке наращивать собственное производство (а не способствовать поднятию зарубежной промышленности на дешевой энергии и сырье из России). Коррекции потребуются и во внешней политике — ведь контакты с коллективным Западом по всем линиям будут резко сокращены, придется учиться обходиться без них. Поэтому будущий внешнеполитический курс России можно будет сформулировать словами: «Мы не против Запада, а БЕЗ него». В значительной степени «свято место, которое пусто не бывает», может быть «занято» развитием взаимодействия по линиям ШОС, БРИКС, ряда международных организаций, планомерным наращиванием на двухсторонней основе сотрудничества со странами Азии, Африки и Южной Америки. В этом суть начавшегося процесса «поворота России на Восток».
При этом, конечно, нельзя допустить ситуации неопределенности: «от Запала ушли, а к Востоку не пришли». Мы — Heartland — «сердцевинная земля» в терминологии основоположника геополитики Х.Маккиндера, и хотя в исторической литературе термин «Срединная империя» закрепился за Китаем, но именно Россия является подлинной Срединной империей. Кстати, о термине «Империя». Он был оболган и дискредитирован большевиками, отождествлявшими его с монархической формой правления. На самом деле этот термин означает сверхгосударственное образование, объединяющее несколько стран и народов на основе общности идей религиозного, этического или социального характера. В этом смысле империями могут быть названы США (или СССР примерно с середины сороковых до середины восьмидесятых годов XX века), сочетающие федерализм и республиканскую форму правления. Многие отечественные эксперты, включая автора данной работы, считают не только возможной, но и желательной дальнейшую социально-политическую эволюцию России в сторону формирования новой Российской империи. Этот вопрос требует глубокого геополитического анализа. В частности, нужен новый взгляд на евразийство. Тут многое требует концептуальной, доктринальной разработки, прежде чем вынести на рассмотрение широкой общественности. На этом этапе закономерно повышается роль экспертного сообщества. Общественная экспертиза при формировании и практическом осуществлении государственной политики на всех её направлениях должна стать важнейшим фактором построения современного гражданского общества в нашей стране
Следует понимать, что мы в идейном плане представляем интерес для значительной части человечества. Сейчас мы являемся единственной активной силой, противостоящей в духовном плане навязываемому неолибералами глобализму. За ними стоят транснациональные монополии и банковские структуры; их корыстные интересы часто маскируются лозунгами защиты общечеловеческих интересов. На деле же глобализм — это попытка всеобщей унификации по неолиберальному образцу. Мы — мировой оплот здорового консерватизма, основанного на традиционных ценностях, идейной базой которых являются учения мировых религий. При этом следует согласиться с тем, что если не человек — в центре мироздания, то и не «права человека» (особенно в их характерном для Запада либеральном «бескрайнем» толковании), а завещанные Богом морально-нравственные устои должны быть краеугольным камнем в построении системы регулирования жизни человеческого общества. В этом — наше фундаментальное идеологическое отличие от носителей либеральной системы ценностей. При всем том, важно не допустить перехода по отношению к остальному миру на порочный уровень мессианства, когда какая-то из держав начинает «учить жить» других (позиция, перманентно присущая США).
Сейчас уже многим ясна ошибочность совершенного под нажимом Запада и наших доморощенных либералов официального отказа от всякой государственной идеологии, что закреплено в действующей Конституции России. Надо внести соответствующие поправки в этот основополагающий правовой документ. По мнению многих патриотов России, разделяемому автором настоящей работы, определяющую роль в предстоящем построении новой идеологической базы будущего развития России должен сыграть традиционный для российского общества государственный патриотизм, не всегда артикулируемый, но прочно укоренившийся в народном сознании. Действительно, в условиях бескрайней, многонациональной, многоконфессиональной России особо велика роль Государства. У нас слишком долго вдалбливался диссидентами всех мастей принцип «Люблю я Родину свою, а государство ненавижу». Это неизменно приводило к краху государства, а в результате — к неисчислимым бедствиям народа. Нам ещё предстоит в полной мере осознать неотделимость судьбы народа от судьбы государства.
В связи с этим следует отметить необходимость реформы отечественного образования, которое наши либералы рассматривают как «услугу». Ассоциация социальных сподвижников Президента России в ряде своих документов объявила его важнейшей социальной сферой, в которой государство должно ставить целью воспитание ответственных членов общества, понимающих органическую связь прав гражданина с выполнением им гражданских обязанностей.
Ещё раз подчеркнем — нам отступать дальше некуда, пришла пора для всех здоровых сил гражданского общества сплотиться на позициях государственного патриотизма! Идея государственного патриотизма может стать объединяющей для широчайших народных масс, а значит, подлинной НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ.
Сим победиши!
СЕВОСТЬЯНОВ В.Л., Председатель Рабочей группы по экспертным и редакционным оценкам Ассоциации социальных сподвижников Президента России, канд.техн.наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Международной академии информатизации