на тему: «О вопросах реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года №212-ФЗ»
от 29 сентября 2022 г.
Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России в нынешней непростой международной обстановке выражает поддержку деятельности Президента Российской Федерации В.В.Путина в области внешней и внутренней политики государства.
Обсудив вопрос «О вопросах реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года №212-ФЗ» участники заседания Президиума Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечают следующее:
Статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право гражданина на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В это смысле институт общественного контроля создан в развитие конституционных норм и способен выполнять такие задачи, как формирование и развитие гражданского правосознания; повышения уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; обеспечению прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
В 2014 году впервые в России был принят специальный закон, регламентирующий общественный контроль в Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года №212-ФЗ впервые закрепляет правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти всех уровней, государственных и муниципальных организаций, иных органов и юридических лиц, реализующих отдельные публичные полномочия.
Закон установил такие понятия как субъекты и формы общественного контроля, а также обозначил возможную ответственность за нарушения в этой сфере.
Особенностью данного нормативного правового акта является и то, что регламентированы и субъекты общественного контроля, чего раньше не существовало в российском законодательстве. К субъектам контроля относятся федеральная и региональные общественные палаты, общественные палаты (советы) муниципалитетов, общественные советы при федеральных и региональных органов исполнительной власти. Кроме того, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры. Определены их права и обязанности.
Следует отметить, что деятельность общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, их роль в осуществлении общественного контроля часто носит формальный характер, не способствует повышению ответственности их руководителей по осуществлению возложенных на них полномочий.
Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России поддерживает законопроект о создании Общественного совета Российской Федерации по телевидению, внесенный Государственную Думу в апреле с.г. депутатами Фракции Государственной Думы «Справедливая Россия — За правду», а также считает целесообразным создание общественных советов на общероссийских телеканалах.
Важную функцию общественного контроля выполняют средства массовой информации. Учитывая чрезвычайно высокую роль СМИ и информационно-коммуникационных технологий в формировании общественного мнения, а также в интересах сохранения социально-политической стабильности общества и правопорядка, необходимо осуществить комплекс мер в сфере общественного контроля в сфере информационной безопасности (включая создание механизмов общественного контроля в социальных сетях).
Формой общественного контроля административной деятельности является опубликование нормативных актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Информирование общественности создает предпосылки к тому, что если решение органов власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощь мер административного или политического контроля. Необходимо также активизировать защиту прав граждан в судебной системе России.
В настоящее время институт общественного наблюдения является неотъемлемой и естественной частью избирательного процесса, который обеспечивает удовлетворение запроса общества на чистоту, прозрачность и легитимность голосования.
Закон предоставляет общественникам широкий выбор контрольных инструментов, что позволяет повысить действенность общественного контроля, в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств. Среди этих инструментов – общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и иные формы. Практика показывает, что наиболее активно применяется такая форма контроля, как общественные слушания.
Существуют единичные практики общественного мониторинга. В тоже время, эта форма контроля может выполнять большие и важные задачи.
Общественные организации, НКО проводят общественные слушания, мониторинги, но их результаты не всегда публикуются и не становятся известными общественности.
Очень большое значение имеет общественная экспертиза социально значимых правовых актов, практика «нулевых чтений».
Среди всех форм общественного контроля большой публичный резонанс имеют общественные проверки. Но опыт их проведения показывает, что требуется дополнительное уточнение механизмов реализации этой формы общественного контроля.
Комплексность, публичность, открытость и обратная связь – те принципы, которые важны при осуществлении общественного контроля. Они позволяют, во-первых, повысить эффективность контроля, во-вторых, содействуют передаче лучшего опыта, а также развитию наиболее действенных форм общественного контроля.
Принятие данного федерального закона привело к повышению качества и системности общественного контроля. На практике это выражается в том, что в общественную работу все чаще вовлекаются профессиональные эксперты, формируются эффективные механизмы контроля, развивается такое направление, как осуществление общественного контроля совместно с государственными органами. Такое сотрудничество помогает повышать и качество работы госорганов, и уровень правовой культуры общественников.
Одним из важнейших направлений общественного контроля является общественная экспертиза проектов социально значимых нормативных правовых актов и мониторинг правоприменительной практики в отношении действующего законодательства, предусмотренная Статьей 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года, №212-ФЗ».
Однако в большинстве субъектов Российской Федерации до сих пор не приняты соответствующие «региональные» законы. В результате большой массив социально значимого законодательства субъектов Российской Федерации не проходит общественной экспертизы (или проходит без соблюдения законодательно утвержденной процедуры, т.е. в произвольном порядке), что снижает качество принимаемых нормативных документов.
В современном мире экспертное сообщество признается серьезной интеллектуальной силой, оказывающей серьезное влияние на процесс принятия решений в системе государственной власти. Важно укреплять взаимодействие власти и экспертов по вопросам разработки и осуществления государственной политики, ее анализа и корректировки, что существенно снижает коррупционные риски, повышает профессиональную и гражданскую компетентность как чиновников, так и представителей экспертного сообщества.
Общественный контроль все чаще воспринимается гражданами как способ участия в государственных делах, как площадка диалога общества и государства, на которой можно найти решение социально значимых проблем.
Вместе с тем, в отличие от советского законодательства, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ не определяет народ в качестве субъекта общественного контроля, существенно ограничивает деятельность органов общественного контроля, сводя его цели к наблюдению за работой органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также общественной проверке, анализу и общественной оценке издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Оптимизация процессов организации и функционирования общественного контроля в Российской Федерации предполагает использование положительного опыта организации и осуществления данного института в нашей стране на более ранних исторических этапах ее развития.
Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает важным дальнейшее совершенствование законодательства в области общественного контроля и считает возможным обратиться в Государственную Думу с предложением о подготовке законопроекта «О народном контроле в Российской Федерации».
Президиум Ассоциации социальных сподвижников Президента России отмечает важность совершенствования системы и практики общественного контроля в обеспечении прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, содействия предупреждению и разрешению социальных конфликтов, укрепления взаимодействия государства с институтами гражданского общества, а также роста социальной активности и инициативы граждан, правовой культуры и гражданского самосознания.
Резолюция Общего собрания членов Ассоциации
Резолюция
Общего собрания членов Общественной организации «Ассоциация социальных сподвижников Президента России» по вопросу: «О вопросах по осуществлению Стратегии государственной культурной политики»
от 9 июня 2022 года
Культура, в т. ч. религия и свод соответствующих моральных норм является главным фундаментом любой цивилизации, на котором основываются все уровни общественного сознания и жизни общества, социально-экономическая, внутренняя и внешняя политика государства.
На нашу страну оказывается беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран — на ее экономику, политическую, социальную и культурную сферу.
Идеологическое и психологическое воздействие коллективного Запада на Россию ведет к насаждению чуждой и разрушительной системы идей и ценностей, включающей в себя культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру.
Развитие культуры нашей страны невозможно без мировоззренческой идеологической составляющей: идеологии патриотизма, служения Отечеству, укрепления гражданского единства, коллективизма, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, справедливости и традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей, идеологии воспитания, просвещения и развития способностей и талантов, раскрытия творческого потенциала каждого человека.
Важнейшим сферой реализации культурной политики является народное образование. Вся государственная система образования (и шире — сфера просвещения) должна быть проводником государственно-патриотических идей. В этой связи необходимо отметить, что важнейшим аспектом деятельности всей системы образования должно стать воспитание масс в государственно-патриотическом духе, что должно быть отражено в нормативных правовых документах всех соответствующих ведомств.
Общее собрание членов Ассоциации социальных сподвижников Президента России считает важным в целях реализации Стратегии государственной культурной политики в сфере государственной и общественной жизни, образования, воспитания и межнациональных отношений в нашей стране следующее:
1.Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об исключении сферы культуры из системы рыночных отношений, а также широкого внедрения системы государственного заказа в сфере культуры и искусства на плановой основе;
2. Одобрить в целом разработанный Министерством культуры Российской Федерации проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который был опубликован для общественного обсуждения в декабре 2021 года.
Предложить Министерству культуры Российской Федерации доработать данный проект документа, с учетом замечаний и предложений представителей организаций культуры, общественных организаций, деятелей культуры и искусства;
3. Предложить Министерству культуры Российской Федерации содействовать усилению роли и ответственности Общественного Совета при Министерстве культуры Российской Федерации в вопросах осуществления Национального проекта «Культура», Государственной программы «Развитие культуры», федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура», а также оценки создаваемых произведений культуры и искусства критериям Основ государственной культурной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г., №808), Стратегии государственной культурной политики (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г., № 326-р);
4. Предложить Министерству культуры Российской Федерации содействовать созданию социально-значимых проектов в области культуры и искусства, обратив особое внимание на создание творческих проектов в области культуры для детей и молодежи, реставрацию памятников истории и культуры, а также на сферу культуры межнациональных отношений и экологической культуры;
5. Предложить Министерству культуры Российской Федерации в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос об усилении роли Министерства в оценке художественных телевизионных программ и телевизионной продукции критериям Основ государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики,
6. Поддержать законопроект «Об Общественном совете Российской Федерации по телевидению», который был внесен в Государственную Думу депутатами Фракции «Справедливая Россия – за правду» Государственной Думы;
7. Предложить Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о воссоздании выдающегося коллектива — Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян», под руководством Народного артиста СССР, профессора А.И. Полетаева;
8. Поддержать инициативу Н.Баскова, Н.Бабкиной, О.Газманова, Л.Долиной, Г.Лепса, А.Маршала о создании Российской музыкальной ассоциации, музыкантов, исполнителей и композиторов, основывающуюся на принципах патриотизма, развития русской культуры, народного творчества.